Таисия Петровна Ильина, автор «Словаря нязепетровского говора», за 50 с лишним лет настолько сжилась духовно с Нязепетровском, что язык для неё – это целый пласт культуры и истории, неотделимый от самих людей, и при написании предисловий к книгам местных авторов, при редактировании или составлении поэтических сборников самодеятельных поэтов, она обязательно упоминала о красоте языка, местной речи. Она рецензировала и корректировала практически всю литературу местных авторов, написала предисловие к книге профессионального писателя Сергея Алексеевича Полякова «По последнему льду", который сама назвала «Всё, что доброго сделаю…». Она обладала литературоведческим талантом, все её работы, написанные ею, читаются как отдельные самостоятельные произведения.
Вступление к книге П. Федотова «Между прошлым и будущим (очерки истории)»:
Уральский самородок
"Особой гордостью и радостью наполняется сердце, когда читаешь написанное Павлом Федотовым. Есть же такие люди, которым небезразлична история их малой Родины. Да, Нязепетровский район – это не Куликово Поле, не Малая Земля, не Москва, не Питер, не Казань... Но ведь и здесь жили, живут и будут жить люди со своими заботами, радостями, горестями.
В силу информационной и прочей ограниченности в прошлом, в каждой местности жили по-своему: своя речь, свой быт, своя культура, своя философия. Как замечательно удалось передать все это Павлу Федотову. Как удачно сочетает он беллетристику с серьезными краеведческими исследованиями, опираясь на исторические документы. У Виктора Астафьева есть рассказ "Зрячий посох". Вот таким посохом представляется мне Павел Федотов, за которым идем мы по историческим дебрям от прошлого к настоящему и к будущему, и который без назидания учит нас, раскрывает нам глаза: "Смотрите, как было, сравните с тем, как есть, и думайте о том, как будет". Создается впечатление, что это труд профессионального историка, обладающего житейским даром. Ан нет! Оказывается, что это бывший геолог со средним специальным образованием.
А когда прочитаешь его биографию, то и вовсе изумляешься. Как же покрутило, побросало человека! Далеко от творчества, от эстетики, от литературы, от искусства. Но ведь с какой живостью пишет он характеры исторически недосягаемых для него людей, ровно как и тех, кто "пестовал" его в детстве, юности.
Кроме прозы Павел Федорович пишет и стихи. Здесь лучше всего раскрывается его натура: скоморох, Лель! Вот такие несовместимые, казалось бы грани! Стихи его идут не от интеллекта, не от эрудиции, не от образованности. Они от матушки Природы, которая щедро одарила его сильным характером, веселой мудростью, нежной чувствительностью. Стихи просты и незатейливы. Те, что на "злобу дня", напоминают частушки, которые рождаются как бы сами собой. Но и сквозь ерничанье услышишь такую боль, такой крик души.
Отсутствие "академиев", которых Павел Федотов не кончал, сказывается, конечно. Но "великий" так "могуч", что и с "академиями" сидишь и гадаешь, два или одно "н" ставить, запятую или тире посадить и так далее. Не в этом дело. Главное, что человек сумел сохранить свою самобытность, интерес к жизни, не утопить свое талантище в вине, что этот самородок более восьмидесяти лет дарит себя людям. Таких людей не вырастишь по плану, не выучишь на потребу обществу. Ну а то, что их не так много, как хотелось бы, так на то они и самородки".
Одним из увлечений Таисии Петровны была вышивка.
Фотография Таисии Петровны Ильиной сделана Корецкой Татьяной Леонидовной.
|